Технологии шумозащиты помещений в Казахстане
- +7 (701) 757 79 81
- r.nurumov@mail.ru
- Пн — Сб: с 9 до 20
Михаил Юрьевич Ланэ, заведующий Лабораторией архитектурной акустики «АРИС», получил диплом инженера в Московском электротехническом институте связи, окончил аспирантуру НИИ строительной физики, защитив диссертацию по разработке новых методов акустических измерений на примерах акустики театральных залов, имеет аттестат старшего научного сотрудника по специальности «Радиотехнические и телевизионные системы и устройства». Возглавлял акустические лаборатории во ВНИИ телевидения и радиовещания и ГУП МНИИП «Моспроект-4». Активно занимается практической работой по акустическому проектированию. Является членом Российского и Американского акустических обществ, а также действительным членом международного общества инженеров — звукотехников (AES). В настоящее время он избран заместителем председателя московской секции AES.
При строительстве сооружений культуры заказчики часто игнорируют процедуру акустического проектирования. Как результат — неудачные решения и дорогостоящие переделки только что построенных концертных залов. О том, как избежать самых распространенных ошибок в области проектирования акустики помещений мы поговорили с Михаилом Юрьевичем Ланэ, руководителем Лаборатории архитектурной акустики компании «АРИС».
Вопрос: Михаил Юрьевич, для начала не могли бы вы рассказать, что включает в себя акустическое проектирование?
Михаил Ланэ: В целом это разработка акустического решения помещения: подбор формы помещения, материалов отделки внутренних плоскостей, защита от шума и другие вопросы, связанные с обеспечением высококачественного звучания. Нужно отметить, что эти работы являются основой для проектирования систем звукоусиления. Важно понимать, что проект звукоусиления обязательно должен базироваться на совершенно определенных акустических свойствах помещения, и если это требование игнорируется, электроакустические расчеты не могут быть выполнены корректно. Подбор систем, их размещение и подбор параметров акустического поля — все это напрямую связано с акустикой самого помещения.
Вопрос: Концертный зал, клуб, театр — акустический расчет нужен помещению любого типа?
М.Л.: Любому, если есть задача получить качественный звук. Акустический расчет обязателен для театральных и концертных залов. Владельцы клубов и ресторанов часто пренебрегают этой процедурой, хотя и для таких залов работы по архитектурной акустике считаются обязательными, потому что только они позволяют получить гарантированно хороший звук. Еще один тип объектов — спортивные сооружения, которые сегодня все чаще используются для проведения культурно-массовых мероприятий, хотя изначально они для этого совершенно не приспособлены.
Вопрос: На какой стадии работ над проектом нужно подключать специалистов по архитектурной акустике?
М.Л.: Ответ очень простой: начинать нужно на самой первой стадии, и если мы говорим о профессиональном уровне, такие работы всегда ведутся совместно с архитектором. Вопросы акустики — это не только вопросы формы помещения, но и вопросы оформления интерьера. Здесь всегда требуется поиск компромисса, который будет отвечать как творческому замыслу архитекторов и дизайнеров, так и вопросам качественного звучания. То есть, это всегда совместная работа архитектора и специалиста по акустике. Проектирование системы звукоусиления также целесообразно проводить совместно со специалистом по архитектурной акустике. Например, в театральных залах порталы акустических систем могут быть видимыми, подвешенными по краям сцены, а могут быть и скрытой установки, если так пожелает заказчик. В таком случае возникает множество технических вопросов.
Вопрос: То есть, работать с акустикой лучше еще на стадии проекта. А если здание уже построено? Существует ли комплекс мер, позволяющий изменить акустику помещения без вмешательства в архитектуру?
М.Л.: Бывают случаи, когда нельзя трогать не только архитектуру, но и отделку помещения. Например, многие православные храмы являются памятниками архитектуры и вмешательство в их отделку попросту недопустимо. В таких случаях решением может быть только система звукоусиления. Но это очень редкие исключения. В целом, ситуацию всегда можно исправить, например, нанесением на определенные участки стен специальных акустических материалов, снижающих гулкость помещения. Уже этого иногда бывает достаточно.
Вопрос: Много ли в нашей стране специалистов в области архитектурной акустики и как заказчику не нарваться на шарлатанов?
М.Л.: Этот вопрос задается достаточно часто, и тут я не скажу ничего нового. Есть два главных правила: не привлекать к проектированию производителей или продавцов акустических материалов и не попадать под влияние громких имен, например, известных институтов. Первое правило соблюдать очень просто. Если на сайте поставщика материалов вы видите еще и предложения по акустическому проектированию, это как раз тот случай, когда обращаться в данную фирму не нужно. Понятно, что заботить этих людей будет только одно: как бы сделать так, чтобы материалы перекочевали с их склада на ваши стены. Авторитетные производители никогда не навязывают свои услуги. Такие компании очень часто спонсируют фундаментальные акустические исследования, в их штате есть грамотные специалисты, которые могут дать очень ценные советы. Но сама фирма никогда не будет выступать как проектант. Российский опыт, к сожалению, идет вразрез западному. Фирмы-поставщики материалов очень активны, и часто это приводит к печальным последствиям. Например, в данное время мы занимаемся реконструкцией концертного зала имени Есенина Рязанской областной филармонии. При прежнем руководстве там был проведен ремонт, в ходе которого весь потолок был облицован очень дорогими звукопоглощающими панелями. Это совершенно недопустимая вещь для филармонического зала. Сложно представить, чтобы человек, который имеет хотя бы элементарные базовые знания в области архитектурной акустики, мог порекомендовать такие вещи. Очевидно, что в этом случае стояла задача продать как можно больше материалов. Итог печальный: зал переглушен, а это дискомфорт для зрителей и кошмар для музыкантов. И единственное решение — демонтировать звукопоглощающий потолок и сделать новый, звукоотражающий. А это всегда дорого, сложно и непросто психологически — ломать новую отделку зала и делать другую. Но вариантов нет. Это лишь один из примеров. Поэтому совет номер один: избегайте продавцов, которые берутся за проектирование.
Вопрос: Будет ли то же самое справедливо в отношении продавцов звукоусилительной техники?
М.Л.: Едва ли. Дело в том, что прежде чем обратиться к фирме-поставщику звукоусилительной техники, заказчик, как правило, выбирает какой-то бренд. И если он его выбрал, вполне разумно обратиться к фирме, которая является представителем этого бренда и наиболее хорошо знает эту продукцию. То есть, это совершенно осознанный выбор. И совершенно противоположная ситуация.
Вопрос: Хорошо. А теперь вернемся к правилу №2…
М.Л.: Правило №2 — никогда не попадать под влияние громких имен и названий. Не стоит думать, что какой-то солидный академический институт со звучным называнием может выполнить работы по архитектурной акустике максимально качественно. Вполне возможно, что в этом институте просто нет специалистов в данной области. Поэтому, каким бы привлекательным ни было название — «Лаборатория кристально чистого звука» или «Товарищество безупречных линий» — всегда нужно понимать, что работу для вас делает не какая-то фирма, а конкретные люди. И задача заказчика состоит в том, чтобы убедиться, что эти люди действительно являются специалистами, имеют позитивный и подтвержденный опыт проектирования подобных помещений. Если вы строите органный зал, вы должны убедиться, что этот человек действительно такие залы проектировал. Он должен подтвердить свою квалификацию.
Вопрос: А каким образом можно подтвердить такую квалификацию?
М.Л.: Во всем мире есть только один способ — публикация в серьезном, рецензируемом профильном издании. Не рекламном, а именно научном. На сайте серьезного проектанта вы всегда найдете ссылки на такие публикации. Ориентироваться нужно на такие ссылки, а не на слова «наши специалисты обладают многолетним разносторонним опытом проектирования объектов любой сложности».
Вопрос: Что ж, давайте попробуем резюмировать наш разговор. Получается, так: к акустическому проектированию нужно подходить максимально серьезно, начинать на самой ранней стадии, привлекая специалистов с проверенной репутацией именно в этой области.
М.Л.: Все верно. Только такой путь позволяет избежать ошибок и, как следствие, дорогостоящих переделок. А правильно спроектированный зал приобретет то, что называется устойчивой акустической репутацией, следовательно, будет пользоваться популярностью как у исполнителей, так и у зрителей.