Из области иллюзии

Андрей Надеждин, Одесса,ООО и-нетЛаб (www.tiho.com.ua)

Часть 1: Звукоизоляция двухкамерным стеклопакетом

В продолжение темы Звукоизоляция соединённых конструкций поговорим об окнах. По той или другой причине Вы решили заменить окна и как только Вы скажете продавцу, что кроме прочего Вас интересует звукоизоляция, то тут же будут предложены окна с двухкамерным стеклопакетом (тремя стеклами). Вам объясняют: чем больше слоёв — тем лучше защита, и интуитивно большинство из нас с этим согласятся… Но давайте по порядку.

Основными факторами, определяющими звукоизоляцию окна являются:
• масса листового стекла;
• герметизация притворов;
• герметизация оконного проёма;
• дистанция между стёклами;
• частота звука;
• угол падения звуковой волны (определяет частоту волновых совпадений).

Теперь беглым взглядом окинем чем же потребителя «потчуют» производители/продавцы окон. По запросу «звукоизоляция окон» одним из первых Google выдаёт сайт компании «Бизнес-М», где находим такую табличку.

Из области иллюзии

Сразу обращает на себя внимание разница значений звукоизоляции в 4-5 дБ для одной и той же формулы стеклопакета. Не будем на этом зацикливаться, хотя помним, что по закону масс для однослойных конструкций разницу 6 дБ (в теории, на практике 5 дБ обычно достигается) можно получить увеличением массы ограждения вдвое, например, 5-6 дБ — это разница в звукоизоляции между стенами толщиной в полкирпича и в кирпич.

В попытке отделить зерна от плевел я убрал литеры, не имеющие значения, и добавил в таблицу среднее арифметическое значений звукоизоляции стеклопакетов, вот что получилось:

Из области иллюзии

теперь данные смотрятся более натурально — добавляя третье стекло (увеличивая общую массу стекла в 1.5 раза, например формулой 4—15—4—154) мы не можем рассчитывать на увеличение звукоизоляции более чем несколько дБ по сравнению с однокамерным (два стекла4—16—4) стеклопакетом.

Обратите внимание на формулу стеклопакета 4—10—4—10—4 (воздух): стекло добавили, зазор уменьшилирезультат: по сравнению с 4—16—4 звукоизоляция стеклопакета не изменилась!

С той же общей массой листового стекла и той же дистанцией между крайними стёклами (формула 4—348) звукоизоляция однокамерного стеклопакета будет значительно выше: расчётное значение звукоизоляции R`w = 47 дБ. Для формулы стеклопакета 4—24—8 расчётное значение звукоизоляции R`w = 44 дБ.

Как и масса стекла, дистанция между стёклами имеет непреходящее значение: при удвоении воздушного промежутка между стёклами звукоизоляция стеклопакета увеличивается на 4,5 дБ!

Таким образом, продавцу окон, рассказывающему о «преимуществах» звукоизоляции окна с двухкамерным стеклопакетом, можно ответить по-одесски: «всё шови сказали — это из области иллюзии».

Из области иллюзии

P.S. В связи с дистанцией между стёклами мне всегда вспоминается старый советский оконный блок с раздельными переплётами, где по тем нормам воздушный зазор между стёклами был 123 мм — такое современным стеклопакетам, похоже, не снится.

Часть 2: Звукоизоляция полистиролом

«Побеждена природа
Кто побеждал — молодец»
Фёдор Чистяков, «Ноль»

Из области иллюзии

Не бывает хороших или плохих материалов, любимых или нелюбимых — бывают подходящие и не очень. Ограждение тем лучше изолирует воздушный шум, чем труднее звуковой волне привести его в колебательное движение. Наибольших значений изоляции воздушного шума можно достичь акустически двухслойными конструкциями: Rw более 55 дБ, что является практически пределом для акустически однослойных конструкций.
Некоторое разнообразие на рынке стройматериалов вносит компания «Руспанель» и предлагает «Звукоизоляционные» панели Comfort, снабжает продукт сертификатом соответствия нормативным документам СНиП 23-03-2003 и ГОСТ 27296-87.

Присмотримся к тексту и документам.

Из области иллюзии

Текст: «Частотные характеристики и индекс изоляции воздушного шума – 45 dB».

Прочитав такое неискушенный потребитель очевидно подумает, что прикрепив панели к стене (как это делает дядя на фото) он получит 45 дБ дополнительной изоляции воздушного шума.

Но такое количество дополнительной звукоизоляции в обычных условиях уже за гранью области иллюзии © — читаем сертификат соответствия нормативным документам СНиП 23-03-2003 и ГОСТ 27296-87 для прояснения: «Межкомнатная перегородка из «Кремлёвского блока» в сочетании с панелью «Комфорт»».

Другими словами, заявленный для панелей индекс изоляции воздушного шума 45 дБ относится ко всему пирожку «Блок Kremlin + панель Comfort», которые совместно и в виде перегородки удовлетворяют нормативу для межкомнатных перегородок (согласно СНиП 23-03-2003).

Из области иллюзии

Иллюзий больше нет: данных об улучшении звукоизоляции существующих стен (то что мы видим на картинке) фабрично оштукатуренным полистиролом либо нет, либо производитель нам их не показывает.

Зато такие данные есть в справочнике — читаем приговор:

«Изоляционные материалы с большой динамической жёсткостью создают более высокие резонансные частоты и делают двухслойные конструкции менее предпочтительными перед однослойными конструкциями».

Из области иллюзии

Фразу можно интерпретировать как: использование материалов с большой динамической жёсткостью (полистирол, пробка, пенополиэтилен и пр.) снижает изоляцию воздушного шума существующим ограждением из-за резонансного провала на средних частотах.

Вывод: появление на рынке стройматериалов таких продуктов как «звукоизоляционная» панель «Comfort» обязано, прежде всего, не законам физики, а экономическим законам, точнее коммерческой выгоде производителя. Поэтому потребителям для создания эффективных звукоизолирующих конструкций я предложил бы воспользоваться, прежде всего, здравым смыслом.

Часть 3: Звукоизоляция пенобетоном

На выездных консультациях от строителей нередко приходится слышать: «зря вы так про пенобетон…. да и не пенобетон это вовсе, а газобетон, звукоизоляция газобетонной стены даже лучше чем у стены из полнотелого кирпича».
Пено- или газо-, с точки зрения звукоизоляции разницы нет — ведь масса и жесткость у них одинаковая, а то, что они «лучше полнотелого кирпича» даже не иллюзия, а просто утопия.

Захотелось вернуться к истории вопроса, т.к. в Советском Союзе легкие бетоны применялись, а ограждения в зданиях каким-то образом умудрялись соответствовать нормативам, и в том числе звукоизоляции.

Из области иллюзии

Приведу цитату из (некогда купленной на книжном развале за 4 гривны) монографии Владимира Георгиевича Крейтана «Обеспечение звукоизоляции при конструировании жилых зданий» 1980 года:

«7. Конструкции из лёгких бетонов на пористых заполнителях.

Развитие производства лёгких бетонов на пористых заполнителях, которые первоначально предназначались для применения преимущественно в наружных ограждениях, обусловило использование этих бетонов и во внутренней конструкции жилых зданий. При определённых сырьевой и индустриальной базах сборного домостроения комплексное применение лёгких бетонов для изготовления конструкцийжилого дома экономически целесообразно. Однако использование этих бетонов во внутренних ограждениях сдерживалось требованиями к звукоизоляции.
Согласно методам расчёта [37, 38, 50], для обеспечения требуемой звукоизоляции акустически однородная легкобетонная конструкция должна была иметь такую же поверхностную плотность, что и ограждение из тяжёлого бетона. Это было связано со значительным увеличением толщины легкобетонных элементов по сравнению с толщиной конструкций из тяжёлого бетона, и резким снижением их эффективности. Вместе с тем имелись данные, свидетельствовавшие о повышенных звукоизоляционных качествах легкобетонных ограждений [52].

Из области иллюзии

При экспериментальном уточнении требуемых параметров легкобетонных конструкций в крупнопанельных домах и на испытательном стенде, испытаны межквартирные стены и несущие элементы междуэтажных перекрытий в виде панелей сплошного сечения толщиной от 4 до 20 см из керамзитобетона плотностью от 1300 до 1800 кг/м3 , в том числе на основе высокопрочного керамзита, изготовленного на трепельном сырье из перлитобетона плотностью 1350 кг/м3, пемзобетона — 1800 кг/м3шлакопемзобетона — 1900кг/м3. Поверхностная плотность испытанных конструкций составляла от 108 до 360 кг/м2, индексы изоляции воздушного шума Iв — от 38 до 53 дБ.
***
[37] Пособие по проектированию и расчёту шумоглушения строительно-акустическими методами. М.1972.
[38] Пособие по проектированию ограждающих конструкций зданий. М.1967.
[50] Справочник проектировщика. Защита от шума. Под ред Е.Я. Юдина. М.1974.
[52] СНиП II-В.6-62. Ограждающие конструкции, Нормы проектирования. М.1963…»

Вот собственно и ответ: плотность легких бетонов была 1300 — 1900 кг/м3. И индекс Iв=53 дБ — это весьма недурно; более современным расчётом принимается индекс звукоизоляции Rw, который равен Rw= Iв +2 дБ.

Однако строительная химия шагнула далеко вперёд и с современными пенообразователями можно легко получить пористый бетон марки 300, хотя марка 400 в основном используется для кладки стен в новостроях.

Из области иллюзии

В заключение обратимся к примеру из справочника, чтобы узнать какой же должна быть толщина межквартирной стены из пенобетона марки 400 если требуется ограждение, обеспечивающее комфортные условия проживания, а именно Rw = 60дБ (ответ на картинке).

Часть 4: Звукоизоляция ПГП (гипсолит)

Из области иллюзии

По сравнению с пенобетоном марки 400 масса одного квадратного метра ПГП при той же толщине может быть больше в 3 раза (зависит от объёмной плотности гипса конкретной плиты) и, тем не менее, с точки зрения нормативов он годится разве что для межкомнатной перегородки с дверным проёмом, которые не нормируются.

Почему нет — ведь ориентировочная прикидка по закону масс даёт результат, превышающий требования норматива на 2 дБ: (20*log(80*500))-47 = 45 дБ?

В этой связи хочу привести часть публикации специалистов НИИСФ РААСН Анджелова Л.В. и Любаковой Е.В., опубликованную в Вестнике МГСУ:

[начало цитаты|источник= Л.В. Анджелов, Е.В. Любакова «Звукоизоляция межкомнатных перегородок»]

«…В соответствии со СНиП 23-03-2010 индекс изоляции воздушного шума межкомнатных перегородок должен составлять Rw> 43 дБ.

В настоящее время в связи с интенсификацией строительства и стремлением сокращения сроков строительства повсеместно ищутся способы обеспечения такой звукоизоляции крупногабаритными блоками взамен кладки в ½кирпича, обычно применяемой ранее.

Наибольшее распространение в стране получили блоки, изготавливаемые из гипса.

Причём общепринято заблуждение, что эти блоки толщиной в 80 мм отвечают требованиям для межкомнатных перегородок.

Звукоизоляция такой конструкции многократно испытывалась в лабораторных условиях. Индекс изоляции воздушного шума таких конструкций составляет 37-39 дБ в зависимости от плотности гипса.

В соответствии с нормативными документами рассчитаем индекс изоляции воздушного шума перегородок из пазогребневых плит.

В соответствии со СНиП II-12-77 и МГСН 2.04.97 индекс изоляции воздушного шума конструкций с поверхностной массой менее 200 кг/м2 рассчитывается по формуле:

Rw =13•lg mn + 15 дБ, (1)

где mn= K•ρ•h;
K — коэффициент, учитывающий относительное увеличение изгибной жесткости ограждения, зависящий от материала (для гипса по действующим документам равным 1,3);
ρ – объёмная плотность кг/м3;
h — толщина в м.

В соответствии с СП 23-103-2003 г. индекс изоляции оценивается по формуле:
Rw = 37•lg m + 55•lg K — 43 дБ. (2)

Из области иллюзии

Как видно из таблицы расхождение расчётных и фактических данных весьма велико, чем частично вызвано применение этих блоков в строительстве.

В действительности для получения правильных результатов в формуле (1) коэффициент К следует принять равным 0,85 и тогда для гипсовых плит результаты будут соответствовать фактическим данным.

Таким образом, можно сделать два основных вывода:
• пазогребневые плиты не отвечают требованиям норм, предъявляемым к межкомнатным перегородкам;
• расчётные способы не соответствуют фактическим данным.

Для того, чтобы правильно рассчитать конструкции из гипса плотностью 1200 кг/м3 достаточно принять формулу, используемую в МГСН и приравнять коэффициент К = 0,85, что видно из сравнения столбцов 2 и 5 таблицы 1.

Теперь рассмотрим причины низкой звукоизоляции.

Гипсовые блоки толщиной в 80 мм имеют такое сочетание динамического модуля упругости (Един), плотности (ρ), коэффициента потерь (η) и толщины (h), что частота волнового совпадения этой конструкции приходится в область частот 320 Гц, где подъём нормативной частотной характеристики происходит с интенсивностью 9 дБ на октаву, поэтому доля неблагоприятных отклонений при определении индекса изоляции воздушного шума в основном формируется в диапазоне ½fсовп ÷ 2fсовп.

Увеличение толщины конструкции до 100 мм должно привести к повышению звукоизоляции, т.к. с одной стороны уменьшается частота волнового совпадения fсовп в 1,25 раза, т.е. на ⅓ октавы, а с другой стороны — увеличивается поверхностная плотность конструкции.

Однако увеличения толщины с 80 мм до 100 мм недостаточно – индекс изоляции воздушного шума измеренный в реверберационных камерах НИИСФ такой перегородкой составил 41 дБ.

Таким образом, гипсовые плиты могут применяться только в качестве перегородок с дверными блоками, т.к. низкой звукоизоляцией последних определяется общая звукоизоляция стены с дверью и поэтому такие конструкции не нормируются…»
[конец цитаты]

Вкратце: гипсовые пазогребневые плиты — материал слишком жёсткий, и от себя дополню, что двойные стены из гипсолитовых плит (с воздушным зазором) также не подходят в качестве межквартирной стены. Кроме того они прекрасно излучают в помещение структурный шум, проходящий по смежным ограждениям. В общем, с целью звукоизоляции такое и подобное я не использую.

P.S. Я благодарен авторам цитируемой публикации за правильное значение коэффициента К в купе с ценными разъяснениями что и как. Однако меня таки мучает одна деталь: московский Научно-Исследовательский Институт Строительной Физики причастен к разработке каждого упомянутого нормативного документа, а имя корифея российской акустики, заведующего лабораторией в НИИСФ Л.В. Анджелова, указано в некоторых из них. Так почему бы не подправить документы? — ведь рассчитывать нужно не по статьям, а по нормативам!.. Кому-то выгодно?.. Собсна..нафига козе баян©?.. — живу я на Украине, а у нас нормативы по шуму вообще никто в голову не берёт…

Часть 5: Децибелы (дБ)

Децибел — это необычная, на первый взгляд малопонятная единица, живущая по логарифмическим законам. Имея о ней отдалённое представление, легко попасть в область иллюзии©, что зачастую происходит с менегерами и продавайцами «легенд звукоизоляции». Просто они не склонны к изучению азов, а пользуются несколькими фразами для поддержания разговора с потенциальной «жертвой», используя в том числе и термин Децибел.

Известный мне «рекорд» был поставлен на форуме SibDom: «звукоизоляция» полистиролом 50 дБ, и пример приводится: «На Строительной выставке делал стенд из пенополистирола. Куб со стенками толщиной 5см. Когда дверь закрыта- тишина. Открываешь громкая музыка!»

В жизни с ограждениями из пенопласта (точнее сэндвич-панели из полистирола, ламинированной тонким пластиком с двух сторон) можно столкнуться в оконных блоках: оконщики такими панелями заполняют нижнюю несветопрозрачную часть балконной двери (на схеме №7).

Из области иллюзии

Если площадь этой по сути соединенной конструкции 1/100 от площади всей фасадной стены, то влияние на снижение звукоизоляции этой стены незначительно.

Из области иллюзии

При увеличении площади ситуация меняется радикально: на фото фасадная система, где один блок полностью снизу доверху заполнен такими панелями — при закрытых окнах, стоя рядом с этим фрагментом, шум улицы снижается минимально, и даже не в 2 раза на слух, что значит собственная звукоизоляция панели менее 10 дБ!

Такой проём однозначно требует дополнительной акустической обработки, какими бы цифрами не «бросались»продавайцы.

А для того чтобы не попадать в область иллюзии© вместе с ними, нужно иметь некоторое представление о Децибелах.

Разобраться с Децибелами без понимания Логарифмов невозможно.

Думаю, легче всего начать с простого примера показательного уравнения (возведение в степень):2x=8. Чтобы найти x (показатель степени) нужно знать сколько раз основание степени (2) нужно умножить само на себя чтобы получить степень (8). Тут всё понятно — три двойки надо перемножить между собой и будет равенство: 23=8.

А если уравнение имеет вид 2x=5 что делать?

Навскидку можно сказать только то, что x находится где-то между двойкой и тройкой (22=4 и 23=8).

Как раз здесь и появляются Логарифмы, которые отвечают на вопрос: в какую степень нужно возвести основание (2), чтобы получить число (5)?

Запись: x = log2 5.

Если нужен числовой ответ: x=2.3219280948874… (иррациональное число — никогда не заканчивается).

В итоге ничего сложного… тогда фраза «Степень поднимается выше, Логарифмы сводят с ума»© не про нас: логарифм, по сути, это вычисление показателя степени.

В акустике прижились логарифмы с основанием 10 – десятичные логарифмы (log10 или просто lg).

Пример записи: log108=x, можно сформулировать в виде вопроса: в какую степень нужно возвести 10, чтобы получить 8?

Ещё примеры: возьмём несколько чисел, кратных 10, и запишем для них десятичные логарифмы:
если число 1000 = 103, то lg 1000=3;
если число 100000000 = 108, то lg 100000000=8.

Из области иллюзии

Количество нулей обескураживает, однако именно столько порядков как в последнем примере отвечает физиологическому восприятию громкости звука (звукового давления) человеком, выраженной в паскалях (Па): от нижней границы (порог слышимости) до верхнего предела (когда наступает необратимое повреждение слуха).
Очень широкий диапазон, с которым неудобно работать, тяжело воспринимать и понимать. Поэтому введена величина –Уровень Звукового Давления, которая с помощью логарифмирования всю эту вакханалию приводит к вменяемым значениям.
Уровень звукового давления (Lp, от англ. level — уровень, p — pressure — давление) это величина, значение которой говорит нам, до какой степени отличается измеренная величина давления от нуля (точки отсчёта). За точку отсчёта принят порог слышимости человека Po=20 мкПа — это и есть 0 дБ, а вся шкала от 0 до 140 дБ.

Теперь, как определить звукоизоляцию?
Если измерить уровень звукового давления в помещении с источником звука и в помещении с приёмником звука, то разница (с небольшой поправкой, которой можно пренебречь) и будет звукоизоляцией конструкции, разделяющей помещения (шум воздушный):

Rw = Lисточник — Lприёмник.

Вспоминаем мат часть: звукоизоляция (Rw) связана с коэффициентом звукопроницаемости (τ) следующей зависимостью:

Rw = 10•lg(1/τ),
который в свою очередь есть не что иное, как отношение звуковой энергии, прошедшей сквозь ограждение, к звуковой энергии, падающей на ограждение:

τ = Et/Ei

где τ – коэффициент звукопроницаемости,
Et – прошедшая (transmited) энергия,
Ei – падающая (incident) энергия.

Пример: Допустим 10% звуковой энергии (Et) прошло сквозь ограждение.
Коэффициент звукопроницаемости будет равен τ= 10/100 = 0,1.
Звукоизоляция Rw = 10•lg(1/0,1) = 10 дБ.

В таблице я свёл данные о звукоизоляции (Rw) различных ограждений, сопоставленной с порцией звуковой энергии, проникшей через ограждение (Et), связанной со звукоизоляцией через коэффициент звукопроницаемости (τ), а также привёл примеры слышимости речи и приборов для соответствующих индексов Rw:

Из области иллюзии

Из области иллюзии

Спасибо что дотерпели до конца, зато теперь возможно стало понятнее почему 45 дБ, заявленных на сайте Русской Панели для листов полистирола, прибиваемых к стене, притулить абсолютно не к чему.

45 дБ не могут быть:
1. ни собственной звукоизоляцией полистирольной плиты по причине малой поверхностной плотности,
2. ни дополнительной звукоизоляцией к существующему массивному ограждению (как на фото с сайта) т.к. прибавляя 45 дБ к индексу ЗИ даже межкомнатной перегородки сразу попадаем в область иллюзии© с индексом ЗИ более 80 дБ!
3. А в реверберационных камерах НИИСФ РААСН проверено нечто совсем другое (читайте сертификаты).

Кроме того нелишним будет напомнить, что использование пенопласта в качестве среднего слоя конструкции снижает звукоизоляцию ограждения на 10-15 дБ.

Часть 6: Многослойные конструкции

Роль массы в изоляции воздушного и ударного шума ограждениями уже обсуждалась, как и двухслойные конструкции, имеющие преимущество перед однослойными при одинаковой суммарной массе ограждения. В то же время любой сосед по гаражу вам скажет, что чем больше жёстких и мягких слоёв в конструкции чередуются друг с другом — тем лучше звукоизоляция. «Так?.. Не так!»©

Из области иллюзии

В этой связи уместно продемонстрировать схемы различных многослойных конструкций из статьи РассаБергера и Тома Роуза, Перегородки, которая была опубликована в 1985 в журнале MIX (professionalaudioandmusicproduction).

STC (SoundTransmissionClass, класс звукопередачи) аналог нашего Индекса звукоизоляции Rw, используется практически повсеместно в качестве стандарта в мировой строительной практике для оценки звукоизолирующей способности всех типов ограждений.

График из публикации Бергера и Роза в неизменном виде попадает спустя почти 20 лет (в 2001) в книгу Элтона Эвереста и Кена Полмана «MasterHandbookof ACOUSTICS» – на мой взгляд Библия архитектурной акустики. Цитирую их комментарий к данной схеме:
«…Чтобы продемонстрировать принцип разделения масс, рассмотрим четыре гипсокартонные перегородки на рис. 16-9. Для каждой перегородки используется разделённый каркас с деревянными стойками, звукопоглощающим материалом в полости перегородки, каркас без перекрестного крепления. Перегородка А является, вероятно, наиболее распространенный в строительстве, набирает STC 56 дБ в данном тесте. В перегородке B добавляют внутренний слой гипсокартона, но это увеличивает сопряжение, и STC снижается до 53 дБ. В перегородке C добавляют еще один внутренний слой, и STC снижается до 48 дБ. Масса перегородки увеличивается, а разделительный воздушный зазор уменьшается дополнительными слоями. В перегородке D, дополнительные слои перемещаются к наружным слоям перегородки; STC значительно улучшилось до 63 дБ. Во всех случаях, для достижения лучших показателей швы должны быть тщательно заделаны. Этот пример показывает, что расположение материалов может быть более важным, чем количество используемых материалов. В этом примере мы видим, что метод разделения масс эффективен в звукоизоляции…».

Остаётся лишь добавить, что обсуждавшаяся тема изоляции шума двухкамерным стеклопакетом тоже имеет отношение к описанному явлению: увеличение связи двух жёстких слоёв конструкции друг с другом при уменьшении воздушного зазора между ними.

Часть 7: Tecsound или тонкой звукоизоляции не бывает

Из области иллюзии

Каким образом специальный акустический материал попадает в «область иллюзии”©? Легко: попадание происходит при пересечении двух областей интересов:
1/ неуёмное желание продавцов продать как можно больше своих материалов и
2/ неуёмное желание потребителя сделать супертонкую «звукоизоляцию».

И я бы не писал этой заметки, если бы люди не обращались ко мне за тонкими «звукоизоляционными» материалами под обои, или более «продвинутыми» потребностями задемпфировать капитальную стену, или не попадались время от времени случаи оклейки капитальных стен Тексаундом.

Чтобы не выкидывать деньги «псу под хвост» и получить желаемый эффект от купленного материала нужно прежде всего понять как работает материал, а затем подобрать конструкцию, подходящую для конкретных исходных условий (задачи звукоизоляции).

Из области иллюзии

Демпфирование — это эффект, уменьшающий амплитуду механических колебаний в колебательной системе.

Демпфирование чаще всего описывается моделью гистерезиса, энергия механических колебаний как бы запасается и рассеивается структурой, частично переводя её в тепло.

Демпфирование снижает как удары, так и постоянную вибрацию, снижая, однако, только резонансные колебания. На вынужденные нерезонансные колебания влияет незначительно.

Из области иллюзии

На рисунке приведён график коэффициентов звукоизоляции, построенный по данным компании Texsa. На графике видно, что эффект материала в основном проявляется на частоте волнового совпадения конструкции в области 2500 Гц, где практически нивелирует резонансный провал, чем и «зарабатывает» дополнительные 2 дБ в индексе звукоизоляции: ГКЛ + ТексаундRw = 34 дБ, по сравнению с двумя листами ГКЛ Rw = 32 дБ.

Вот собственно и всё чудо, связанное с этой «легендой звукоизоляции». Теперь, как и что демпфировать: очень легко бороться с вибрацией тонких пластин, например стальной, толщиной до 1 мм. В то же время считается, что стальную пластину толщиной 3 мм задемпфировать невозможно (скорее это может значить, что демпфированием проблему решить настолько тяжело, что уже нецелесообразно и задачу лучше решить другим способом).

Но нас интересуют строительные конструкции: по аналогии со стальными листами легко демпфируются листовые материалы, если их поверхностная плотность (кг/м2) сопоставима с массой Тексаунда (для марки Tecsound SY70 это 7кг/м2 ). Гипсокартон вполне подойдет, но не стена, поверхностная плотность которой может превосходить массу Тексаунда на порядок.

Из области иллюзии
На рисунке выше пример неоправданно дорогой конструкции (с российского сайта Тексаунда), где материал не работает, т.е. не увеличивает эффект от самого плавающего пола: масса стяжки и демпфера отличаются в 20 раз!

Из области иллюзии

На следующем рисунке – разрезе звукоизоляционной облицовки стены «ПРЕМИУМ» с упомянутого сайта эффективно работает только один слой Тексаунда— тот, что зажат между двумя слоями ГКЛ. От прикрепления слоя Тексаундак стене, на мой взгляд, результат весьма сомнительный, кроме того, что сужает воздушный зазор, чем увеличивает связь по воздушному промежутку между двумя отражающими слоями конструкции.

Наклеивание Тексаунда на направляющий профиль на изоляцию воздушного шума никак не влияет (как и использование любой другой прокладки), а вот изоляция структурного шума будет хуже по сравнению с упругими материалами — ведь там нужна «пружинка»!?

Словом, тонкий Тексаунд будет эффективно работать в толстой конструкции, если пристроить его в правильном месте.

Литература:
1/ F.Fahy, J.Walker, Advanced Applications in Acoustics, Noise and Vibration, 2004;
2/ VasileiosGkaras, Vibration Isolation Systems Using Hysteretic Multiple Tuned Mass Damper Oscillators, 2008.
3/ Блази, Справочник проектировщика. Строительная физика, 2004;
4/ СП 51.13320.2011. Защита от шума. (Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003).
5/ Крейтан В.Г. »Обеспечение звукоизоляции при конструировании жилых зданий» 1980;
6/ Осипов, Звукоизоляция и звукопоглощение, 2004;
7/ Чернецкий, «Что мы измеряем?», 1998.
8/ РассБергер и Том Роуз, Перегородки. Октябрь 1985 (вольныйпереводнарусский:));
9/F. Alton Everest, Ken C. Pohlmann, Master Handbook of Acoustics, 2009;
10/ Rod Gervais, Home Recording Studio: Build It Like Pros, 2006.

Андрей Надеждин, Одесса, ООО и-нетЛаб (www.tiho.com.ua)